С.Литти:
Согласен. Есть сложности определенные. И лидерство, и обучение, тренировка команды – это хороший тезис, а как делать. Я дам несколько советов, которые не являются, так сказать, 100 процентную гарантию нам не дают. Во-первых, самый лучший учитель – это жизнь. Согласен, да? Когда команды или компании проводят различные тренировочные курсы какие-то, где люди лазят по деревьям и решают какие-то сложные головоломки, это еще хорошо. Я множество раз был, это очень полезно и при этом мы должны понимать, что в этот момент формирование команды не происходит. Потому что мы лучше понимаем друг друга, это очень хороший навык, и обязательно проводите такие тренировочные курсы. Но самый лучший учитель – это жизнь. Я так считаю. Что из этого следует? Также командам учиться у жизни. Во-первых, я настоятельно рекомендую использовать такой инструмент как историческое сканирование или ретроспективный анализ. Это прямо инструмент. Он не очень сложен, несмотря на то, что звучит немножечко угрожающе. Я сейчас расскажу быстренько об этом инструменте. Я очень активно использую слайды проектов, это очень хорошо работает. Ретроспективный анализ проводится, собирается команда людей, это могут быть большие коллективы, маленькие, малые группы, большие, в общем это не так уж и важно и фактически задается последних четыре вопроса и обсуждения в малых группах, в общих группах и так далее, такая мера классификации, один из инструментов. И почитайте в интернете, сейчас это не так сложно найти, наберите прямо ретроспективный анализ и историческое сканирование, и вы найдете более подробное описание нежели я сейчас дам по аудиальным каналам. То есть первый вопрос, мы садимся с командой вспоминаем события, которые были за прошедший месяц или квартал, смотря какой период сканирования берется, может за год. Просто вспомните, что было, какие события, может какой-то проект реализовали, может обучились чему-то, разработали стратегию, просто события, какие-то ключевые клиенты, они могут быть негативными, они могут быть позитивными, они могут быть эмоциональными, они могут быть рациональными. Я настоятельно рекомендую эмоциональные аспекты тоже отражать. Это может звучать так: мы классно поработали или получили удовольствие от реализации какого-то проекта. И наоборот негативно эмоциональное какое-то событие, ну прямо вот при реализации проекта было очень много конфликтов. Просто вспомните, был проект, на нем было очень много конфликтов, мы все время спорили, рассорились окончательно. Первый вопрос вспоминаем, что было вообще, какие события у нас были, что произошло. На всякий случай скажу, что это могут быть рациональные, очень рациональные вещи. Например, вы можете взять стратегию и сказать: «Вот в этом году мы хотели увеличить объем продаж на 20 процентов». А на сколько увеличили, то есть рациональные вещи могут быть. Единственное, что я не рекомендовал бы превращать это в такой формальный отчет, презентацию руководителя бизнеса «О реализации стратегии в 2017 году». Желательно избежать таких очень загруженных процедур. На первом этапе мы просто вспоминаем, что было, фиксируем то, что достигли. Второй вопрос, на который мы отвечаем при историческом сканировании: что у нас хорошо получилось, какой положительный опять при взаимодействии мы получили, чему мы научились хорошему. И вспоминаем какие-то моменты, что было классно, что было хорошо. Третий вопрос, который мы задаем звучит так: какие ошибки мы совершили, что у нас не получилось, какие проблемы у нас возникали. Четвертый вопрос, возможно самый главный, который звучит так: что мы должны изменить в своем поведении, в своем взаимодействии, что мы можем улучшить, что мы должны изменить в нашей работе как команда. Такое историческое сканирование, если вы будете проводить время от времени, желательно достаточно часто это делать, вы можете это делать по итогам какого-то проекта, который реализовался. У меня сейчас все проекты, которые мы делаем маленькие локальные проекты улучшения, маленькие кайзен блицы, мы обязательно, проект длился месяц, и мы собираемся с командой, с группой, она небольшая, может быть 3,4,5 человек и обязательно создает такие диалоги, что мы сделали, чему хорошему научились, что у нас положительного было, что не получилось, какие ошибки и что нам нужно изменить в будущем. Такой диалог, который мы создаем время от времени, я считаю, что именно это обучает нас эффективно взаимодействовать. Не тренинги никакие, мой взгляд такой. Я понимаю, что мысль может быть не абсолютна, да я и инструмент бы не абсолютизировал. Если вы будете делать историческое сканирование, это не значит, что вы на 100 процентов станете какой-то эффективной командой. Но это очень сильно вас будет продвигать, потому что самый лучший учитель — это жизнь. Учитель – жизнь.