Ответы на вопросы up-pro

О роли руководителя при запуске и внедрении Бережливого производства
  • Вопрос:
    Какова роль и задачи генерального директора при запуске и внедрении Бережливого производства на предприятии? Что конкретно должен делать руководитель предприятия на различных этапах внедрения Бережливого производства? Расскажите на своем опыте.
    Ответ:
    Если спросить у тех компаний, кто добился значительных результатов в лин-трансформации, «Что повлияло в значительной степени на успешность программы развития производственной системы?», то в 90% случаев мы получим ответ, что это вовлеченность системного лидера в работу.

    Роль Генерального директора трудно переоценить, если он отстранён от процессов формирования новой производственной культуры, шансы на действительно прорывное развитие малы.

    Большинство экспертов давно осознали, что Бережливое производство – это культура непрерывного совершенствования, центральную роль в которой играет генеральный директор. Системный лидер, являясь центром формирования и поддерживания философии компании должен выполнять следующие четыре ключевые роли:
    1. «Визионер»
    2. «Вдохновитель»
    3. «Тренер»
    4. «Объединитель»
  • Ответ:
    Будучи «Визионером» лидер команды должен создать четкий образ будущего производственной системы, определить векторы движения, сформулировать ключевые правила функционирования. Исходя из своего опыта, могу рекомендовать следующий перечень задач, которые должен решить «Визионер»:
    1. Разработка Видения будущей производственной системы.
    2. Определить цели в области совершенствования процессов и людей (как ключевого элемента любой производственной системы).
    3. Создать четкий и понятный план развертывания Лин.
    4. Сформулировать ключевые принципы управления, которые должны лечь в основу преобразований.


    Ответ:
    «Вдохновитель» пожалуй одна из самых сложных ролей, которая волнует многих и простых советов «как сыграть эту роль» нет. Системный лидер должен решить следующие задачи:
    1. Создать систему мотивирования сотрудников на поддержку лин-трансформации, прежде всего топ-менеджеров. Это как денежные, так и неденежные факторы мотивирования, с упором на последние.
    2. Показать личный пример приверженности сформулированным принципам, любое их нарушение может катастрофически влиять на динамику преобразований.
    3. С терпением относиться к ошибкам, неизбежно возникаемым по ходу лин преобразований. Отказ от наказания, излишне силового давления на сотрудников, эдакая лин-агрессия, не только не ускорит формирование новой культуры совершенствования, но сделает такое формирование очень энергозатратным, очень много усилий будет уходить на преодоление сопротивления.
    4. Ставить задачи на длинный период, ведь процесс трансформации займет не менее 3 лет. Все это время необходимо сохранять последовательность, постепенность и непрерывность движения вперед.
  • Ответ:
    Любой лидер должен выполнять роль «тренера». Для большинства российских руководителей такая роль очень непривычна. Нужно развивать этот навык, прежде всего за счет личного развития. Прорывы в области лин преобразований достигаются в тех компаниях где системный лидер сам хорошо знает внедряемые методы. Я не отождествлял бы понятие «тренер» и «учитель», потому что первая роль предусматривает решение гораздо более масштабных задач, таких как:
    1. Определение оперативных целей и задач в рамках лин-трансформации, что бы поддерживать кайдзен команды в тонусе и поддерживать необходимый темп преобразований.
    2. Организация эффективного обучения экспертов по развитию производственных систем, прежде всего на практике. Активная работа с анализом ошибок при внедрении (еще раз, исключительно в контексте поддержки а не наказания).
    3. Поддержка руководителей проектов. Поддержка может проявляться в форме дополнительного административного ресурса, так и методической поддержке. Я не раз наблюдал на сколько такая поддержка воодушевляла людей, они проникались реальной значимостью всего происходящего, быстрее ломали барьеры прошлого.
    Ответ:
    Как «объединитель» генеральный директор обеспечивает коалицию руководителей и сотрудников вокруг новой парадигмы управления. Без объединения успешность и устойчивость лин трансформации не возможна. Реализуя эту роль лин лидер должен решить следующие задачи:
    1. Выявить и преодолеть антииновационное сопротивление в верхних эшелонах власти, проявляя при этом должное терпение и приверженность принципам. Нужно помнить, что сопротивление новациям нормальна реакция любой организации, ее следует ждать и быть готовой к ней.
    2. Организовать лин-команды на местах на которые он будет опираться в продвижении новой идеологии, сплотив сотрудников разных уровней и подразделений для решения задач развития.
  • Ответ:
    Задачи системного лидера могут меняться в зависимости от этапа и фазы жизненного цикла программы развития производственной системы. Я могу предложить как одну из возможных интерпретаций следующую модель (на которую меня натолкнула хорошо известная теории профессором Гарвардской школы бизнеса Ларри Грейнером). В развитии программы РПС можно выделить пять ключевых этапов:
    1. «Рождение» или «Детская смертность».
    2. «Становление».
    3. «Тиражирование».
    4. «Децентрализация».
    5. «Самоорганизация».
    Ответ:
    Этапы развиваются во времени и приводят к различному уровню результативности ПС, определяемой достижением целей РПС, например: сокращением сроков изготовления, ростом качества или производительности.