Интервью для блога о производственном менеджменте

Ответы на вопросы «Lean-эстафеты» для участников Лин Саммита 2014
  • Вопрос:
    В одном предложении, сформулируйте, в чём, по-вашему, суть «бережливого производства».
    Ответ:
    Совершенстовать деятельность людей путем вовлечения их в процесс непрерывного поиска, анализа, разрешения и предотвращения проблем в потоке создания ценности.
  • Вопрос:
    Расскажите, как вы обрели Lean-мышление и встали на свой бережливый путь. Кто для вас был/есть «гуру»?
    Ответ:
    Первым учителем был Сергей Евсеев (Оргпром), у которого я учился по программе подготовки экспертов. Путь к лин-философии был во многом схож с моими коллегами по лин сообществу. Единственное отличие может быть в том что, я еще с 1997 года реализовал множество проектов по повышению эффективности, поэтому хорошо владею не только инструментами лин, но и другими подходами, таким как реинжиниринг бизнес-процессов, сбалансированная система показателей, статистическими методами управления и т.п. Поэтому бережливые подходы изначально принимались мной очень хорошо, а комбинация их с иными методами давали отличный результат.
  • Вопрос:
    Назовите 3 лучшие, на ваш взгляд, книги по Lean-тематике.
    Ответ:
    Сейчас много книг по Бережливому производству и выделить что-то сложно. Я бы советовал лин-специалистам развивать «переферийные знания», читать книги по широкому кругу знаний в области организационного развития, управления знаниями, стратегического управления и т.п. Например, очень рекомендую всем, кто ведет тренерскую работу, книгу Джули Дирксен «Искусство обучать», лично мне очень помогла лучше осознать процесс обучения, направленный не столько на получение знаний, сколько на побуждение людей к действиям в новой парадигме.
  • Вопрос:
    У каких компаний сегодня можно чему-то учиться?
    Ответ:
    • ТМС-групп — лидерству.
    • КАМАЗ — системности.
    • ГК «МаВР» — формированию Лин команды и вовлечению.



  • Вопрос:
    Что такое «производственная система предприятия»? Как оценивать ее эффективность?
    Ответ:
    Производсвтенная система предприятия — совокупность бизнес-процессов и людей, создающих прибавочную стоимость для компании и ценность для клиента. Таким образом, результативность бизнес-системы оценивается прежде всего клиентами, способностью системы удовлетворять и предвосхищать потребности потребителя. Не маловажной оценкой результативности РПС является дополнительная прибавочная стоимость, полученная за счет реализации программы РПС. При этом важно постоянно оценивать динамику и уровень развития процессов и людей. Конкретный набор показателей должен определяться для каждого предприятия индивидуально.
  • Вопрос:
    Что вы считаете «нормальными» сложностями при внедрении бережливого производства?
    Ответ:
    Любая система стремиться к стабильности, потому при лин-трансформации совершено естественно возникают сложности. Наиболее распространенными являются:
    • низкий уровень лидерской вовлеченности руководителей в программу РПС;
    • недостаток экспертных знаний у участников проектных групп;
    • отторжение идей лин сотрудниками как «нечто нам не подходящее».

  • Вопрос:
    С чего начать преобразования? Без чего невозможно развитие производства? Условия развития Производственной системы.
    Ответ:
    Начинать следует с постановки целей, определения стратегии и политики РПС. Этот шаг часто упускают на начальных этапах, хотя именно он закладывает фундамент успешной высоко результативной лин программы. Очень помогает преодолевать сложности, о которых я писал выше, давая ответ на самый животрепещущий вопрос запуска: «Зачем нужно внедрять программу РПС?», причем в конкретных цифрах и задачах. Развитие производственной системы не возможно без следующих ключевых факторов успеха:

    • Лидерская действенная поддержка.
    • Наличие четко сформулированных целей и стратегии РПС.
    • Подготовка и вовлечение в процессы трансформации лин экспертов из числа неосвобождённых сотрудников в количестве 3-5% от среднесписочной численности.
    • Использование для поддержки сильных консультантов, имеющих опыт успешной трансформации.
    • Организация регулярной системной работы с проектами и предложениями сотрудников.