Интервью для В.Казарина

Чему нужно обучать персонал - рабочих, сотрудников - для того, чтобы они стали более эффективными членами команды, более эффективными сотрудниками с точки зрения развития компании?
  • Вопрос:
    Сергей, мы находимся сейчас на третьей конференции по бережливому производству журнала "Гендиректор". У меня один вопрос, вопрос для менеджера компании: чему нужно обучать персонал - рабочих, сотрудников - для того, чтобы они стали более эффективными членами команды, более эффективными сотрудниками с точки зрения развития компании?
    Ответ:
    У меня есть по этому поводу несколько мыслей, несколько идей, что удивительно. Во-первых. я считаю что не нужно учить всех. Почему-то есть такое мнение, что чтобы вовлечь людей мы должны обучать огромные массы людей бережливому производству, методам 5S, или быстрой переналадке, всему остальному. Я считаю, что большинство людей на операционном уровне, на уровне операторов, исполнителей, они действовать должны на основании четких стандартов, которые для них разрабатывают. При этом нужно понимать, что примерно, по моим оценкам, 3-5 процентов от рабочих, то что раньше называлось, может быть, рабочей интеллигенцией, наиболее активных - вот на них можно сосредоточиться прежде всего. То есть выявить тех людей, которые способны генерировать идеи, и вот использовать их потенциал. Такова моя идея. Если спрашивать чему их обучать, я бы выделил два основных направления. Первое - это методы анализа проблем. Методы анализа. Это Исикава, пять почему, дерево текущей реальности, дерево конфликтов - вот такого рода инструменты. Причем методологически возможны даже какие-то инструментальные методы анализа проблем, потому что на производстве мы часто встречаемся с техническими проблемами, например. То есть, это первое направление ключевое - это вот методы анализа. Выявления, я бы даже сказал, издалека, вот так. Это методы выявления, анализа проблем. И второе направление - это методы решения. Это возможно какие-то элементы теории решения рационализаторских и изобретательских задач. Это какие-то дополнительные знания для уровня рабочих в области инженерных дисциплин. Я имею в виду, элементарных. Чтобы идеи были уже достаточно сильно подготовлены, технически так скажем, чтобы технические решения были уже продуманы. Ну вот мне кажется, два направления, когда мы говорим о рабочих: это методы анализа проблем и методы их решения через инженерные специальные знания или поиска методом мозгового штурма решений изобретательских или рационализаторских задач. Но при этом, еще раз повторюсь, сконцентрированно.